Уроки

Тема урока: «Колыбельные»

2 класс (26 чел.)
Тип урока – урок освоения новых знаний.
Жанр урока – урок-путешествие.
Форма урока – урок-поиск.
Цель урока:
Познакомить обучающихся с колыбельными песнями, их особенностями, звучанием.
Задачи:

  • Расширять кругозор обучающихся, приобщать к выразительному и осознанному исполнению песен.
  • Развивать вокально-хоровые навыки, зрительную, музыкальную память.
  • Развивать музыкально-эстетические чувства, уважительное отношение к маме.

Планируемые результаты:
анализировать музыкальные сочинения, выразительно исполнять песни.
Необходимые ресурсы и материалы:
Видео материалы сервиса Youtube, мультимедийный проектор, компьютер, экран, аудио записи, магнитофон, инструмент – фортепиано, дидактические материалы.
Ход урока:
(слайд 1)
Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире…
(слушание «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»).
(слайд 2)
— Ребята, с какой музыки начался наш сегодняшний урок? (ответы детей).
А как называется песня, которую мама поёт вам или вашим младшим братьям или сёстрам перед сном? (ответы детей).
Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока (ответы детей).
Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А поможет нам в этом волшебный цветок  (слайд 3). С его помощью мы познакомимся и узнаем все характерные черты колыбельных песен. Мы будем постепенно заполнять значение каждого лепестка, узнавая что-то новое.
Итак, отправляемся в путешествие (слайд 4):
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже.
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.
— Ребята, кто для нас самый близкий и родной человек на свете? (ответы детей).
— Мама. Добрые глаза, приветливая улыбка, ласковая мамина песня перед сном называется …  КОЛЫБЕЛЬНАЯ (слайд 5).
(вызываются два ученика).
— Попробуйте изобразить, как мама убаюкивает малыша?
— А теперь все ребята показывают. На что похоже движение наших рук? Какая интонация звучит в колыбельной? (ответы детей).
— Убаюкивающая, покачивающая.
— Вот мы и разгадали сердцевинку нашего волшебного цветка. Ведь все его лепестки выросли из этого главного свойства музыки – ИНТОНАЦИЯ (слайд 6).
(Заполняем центр цветка: интонация —  убаюкивающая).
— Продолжаем наше путешествие и сейчас мы разгадаем первый лепесток и определим: какой был ритм у песни, с которой начался наш сегодняшний урок.
— (вызываются два ученика). Приготовьте ладошки и давайте прохлопаем ритм этой песни.
/Слушаем ещё раз «Колыбельную» из м/ф «Умка» /.
— А теперь все ребята прохлопывают ритм.
— Какие были хлопки? (ровные).
— Значит ритм какой? (ровный).
-Заполняем лепесток: РИТМ– ровный (слайд 7).
— Теперь нам нужно разгадать следующий лепесток, под названием ТЕМП.
Задание: выберите из предложенных слов нужное: стремительный, медленный, быстрый, умеренный. /варианты детей/ (слайд 8).
— Итак, ваш выбор? Медленный.
— Заполняем лепесток: ТЕМП – медленный (слайд 9). Но нам нужно двигаться дальше.
— В каком ЛАДУ звучит эта песня: в печальном, грустном миноре или в светлом, радостном мажоре? (ответы обучающихся).
— Правильно, в мажоре. Заполняем лепесток: ЛАД – мажор (слайд 10).
— Для того, чтобы разгадать следующий лепесток, нам нужно познакомиться с новым словом ДИНАМИКА.
Динамика – это сила звучания, громкость звучания. Существуют основные обозначения громкости звука в музыке (слайд 11):
тихо – обозначается знаком «р» и называется «ПИАНО»;
громко – обозначается знаком «f» и называется «ФОРТЕ».
— Итак, сейчас мы определим динамику нашей колыбельной. Чтобы малыш заснул, как нужно исполнять песенку, «р» или «f»? (ответы обучающихся).
— Правильно, заполняем лепесток: ДИНАМИКА – тихо (слайд 12).
— Посмотрите на наш цветок, мы разгадали все его лепестки: ИНТОНАЦИЯ, РИТМ, ЛАД, ТЕМП, ДИНАМИКА. А всё вместе – это называется СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
— Теперь мы знаем все черты колыбельной песни. Давайте их перечислим ещё раз (фронтальный опрос).
— Молодцы. А сейчас я предлагаю всем вместе исполнить знакомую нам колыбельную.
/ Исполнение: А. Островский «Спят усталые игрушки» /.
(слайд 13)
Творческая работа: у каждого на парте находится листок-раскраска по теме «Колыбельная». Ваша задача – выполнить эту работу ярко, красочно. И по окончании урока вашими работами мы украсим нашу доску для творческих работ.
Оценка наиболее активно работающих на уроке обучающихся.
Выход из класса.

 

Тема урока: «Путешествие в музыкальный театр. Балет.»

5 класс
Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства.
Задачи урока:
Образовательные:

  • повторение признаков балетного жанра;
  • знакомство с балетом П.И. Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
  • укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

Воспитательные:

  • приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;
  • создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
  • расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.
Методы:

  • повторение пройденного методом устного опроса;
  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • видеофрагменты из балета “Щелкунчик”: “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;
  • музыкальные фрагменты из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”: “Марш”, “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;
  • нотный материал;
  • музыкальные фонограммы.

Сегодня нас ожидает очередное путешествие в мир музыкального театра.
Театр – здесь искусства в едино сплелись. Театр – здесь мечта и реальность слились… (В. Миодушевский).
С каким же жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня? Ответ на этот вопрос зашифрован:
В основу оперы, балета берётся книжечка…? (либретто)
Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.
Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса,-
Всех подружила… (музыка)
Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой – на сцене всё, как в жизни (спектакль)
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…?  (декорации)
Звучит полонез и танцует поляк,
А хота – конечно, испанец.
Но если «Камаринская» зазвучит – исполняет для вас русский…?  (танец)
Итак, кроссворд решён, и вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора (речь пойдёт о балете).
Я бы хотела услышать от вас, что же такое балет? (музыкально-хореографический спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства).
А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля? (сказки, легенды, пьесы и т. д.)
Ну, а сейчас мы отправляемся в театр.
Сегодня знакомимся с балетом великого русского композитора П.И. Чайковского «Щелкунчик». 1892 год. Первая постановка балета состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Балет был заказан П.И. Чайковскому дирекцией Императорских театров.
Своим появлением балет обязан в первую очередь сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». А кто ещё принимает участие в создании балета? (Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы).
(Знакомство с содержанием и прослушивание фрагментов балета).
Подводя итог урока ответе на вопрос: какова роль литературы в музыке?
А к следующему уроку я попрошу вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
Работа над песенным репертуаром.
Слова благодарности за работу. Прощание с классом.

Комментарии запрещены.