2 класс (26 чел.)
Тип урока – урок освоения новых знаний.
Жанр урока – урок-путешествие.
Форма урока – урок-поиск.
Цель урока:
Познакомить обучающихся с колыбельными песнями, их особенностями, звучанием.
Задачи:
- Расширять кругозор обучающихся, приобщать к выразительному и осознанному исполнению песен.
- Развивать вокально-хоровые навыки, зрительную, музыкальную память.
- Развивать музыкально-эстетические чувства, уважительное отношение к маме.
Планируемые результаты:
анализировать музыкальные сочинения, выразительно исполнять песни.
Необходимые ресурсы и материалы:
Видео материалы сервиса Youtube, мультимедийный проектор, компьютер, экран, аудио записи, магнитофон, инструмент – фортепиано, дидактические материалы.
Ход урока:
(слайд 1)
Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире…
(слушание «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»).
(слайд 2)
— Ребята, с какой музыки начался наш сегодняшний урок? (ответы детей).
А как называется песня, которую мама поёт вам или вашим младшим братьям или сёстрам перед сном? (ответы детей).
Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока (ответы детей).
Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А поможет нам в этом волшебный цветок (слайд 3). С его помощью мы познакомимся и узнаем все характерные черты колыбельных песен. Мы будем постепенно заполнять значение каждого лепестка, узнавая что-то новое.
Итак, отправляемся в путешествие (слайд 4):
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже.
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.
— Ребята, кто для нас самый близкий и родной человек на свете? (ответы детей).
— Мама. Добрые глаза, приветливая улыбка, ласковая мамина песня перед сном называется … КОЛЫБЕЛЬНАЯ (слайд 5).
(вызываются два ученика).
— Попробуйте изобразить, как мама убаюкивает малыша?
— А теперь все ребята показывают. На что похоже движение наших рук? Какая интонация звучит в колыбельной? (ответы детей).
— Убаюкивающая, покачивающая.
— Вот мы и разгадали сердцевинку нашего волшебного цветка. Ведь все его лепестки выросли из этого главного свойства музыки – ИНТОНАЦИЯ (слайд 6).
(Заполняем центр цветка: интонация — убаюкивающая).
— Продолжаем наше путешествие и сейчас мы разгадаем первый лепесток и определим: какой был ритм у песни, с которой начался наш сегодняшний урок.
— (вызываются два ученика). Приготовьте ладошки и давайте прохлопаем ритм этой песни.
/Слушаем ещё раз «Колыбельную» из м/ф «Умка» /.
— А теперь все ребята прохлопывают ритм.
— Какие были хлопки? (ровные).
— Значит ритм какой? (ровный).
-Заполняем лепесток: РИТМ– ровный (слайд 7).
— Теперь нам нужно разгадать следующий лепесток, под названием ТЕМП.
Задание: выберите из предложенных слов нужное: стремительный, медленный, быстрый, умеренный. /варианты детей/ (слайд 8).
— Итак, ваш выбор? Медленный.
— Заполняем лепесток: ТЕМП – медленный (слайд 9). Но нам нужно двигаться дальше.
— В каком ЛАДУ звучит эта песня: в печальном, грустном миноре или в светлом, радостном мажоре? (ответы обучающихся).
— Правильно, в мажоре. Заполняем лепесток: ЛАД – мажор (слайд 10).
— Для того, чтобы разгадать следующий лепесток, нам нужно познакомиться с новым словом ДИНАМИКА.
Динамика – это сила звучания, громкость звучания. Существуют основные обозначения громкости звука в музыке (слайд 11):
тихо – обозначается знаком «р» и называется «ПИАНО»;
громко – обозначается знаком «f» и называется «ФОРТЕ».
— Итак, сейчас мы определим динамику нашей колыбельной. Чтобы малыш заснул, как нужно исполнять песенку, «р» или «f»? (ответы обучающихся).
— Правильно, заполняем лепесток: ДИНАМИКА – тихо (слайд 12).
— Посмотрите на наш цветок, мы разгадали все его лепестки: ИНТОНАЦИЯ, РИТМ, ЛАД, ТЕМП, ДИНАМИКА. А всё вместе – это называется СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
— Теперь мы знаем все черты колыбельной песни. Давайте их перечислим ещё раз (фронтальный опрос).
— Молодцы. А сейчас я предлагаю всем вместе исполнить знакомую нам колыбельную.
/ Исполнение: А. Островский «Спят усталые игрушки» /.
(слайд 13)
Творческая работа: у каждого на парте находится листок-раскраска по теме «Колыбельная». Ваша задача – выполнить эту работу ярко, красочно. И по окончании урока вашими работами мы украсим нашу доску для творческих работ.
Оценка наиболее активно работающих на уроке обучающихся.
Выход из класса.